О САЙТЕ КОНТАКТЫ КАТАЛОГ
новости статистика статьи архив

Финансовый рынок Японии

В течение нескольких послевоенных десятилетий Япония демонстрировала наиболее высокие темпы роста экономики среди промышленно развитых стран – до 12-13% в год, что уже через 20 лет после Второй мировой войны превратило её в третью после США и СССР экономику мира.

Успехи в развитии промышленности сопровождались ростом финансовой мощи японских институтов. В 1990 году 5 крупнейших банков мира были японскими. Из 6 ведущих мировых компаний по ценным бумагам 4 были японскими. Страховая компания Nippon Life Insurance Company занимала первое место в мире по величине активов.

Во второй половине 1980-х годов страна пережила бум, получивший в Японии название «хейсей», сопровождавшийся разбуханием финансовых активов и образованием колоссального пузыря на рынке акций и недвижимости.

В конце 1980-х годов по капитализации акций Япония заметно опередила США, заняв по этому показателю первое место в мире (около 40% мировой). На пике этого бума, как отмечается в некоторых источниках, земля под императорским дворцом в Токио стоила больше, чем вся земля в штате Калифорния, а стоимость квадратного метра земли в токийском районе Гинза в 1989 году достигала 1,5 млн. долл.

Затем последовал стремительный обвал курса акций на японских биржах и цен на недвижимость (1990-1992 гг.), что крайне негативно повлияло на состояние японской финансовой системы и экономики в целом.

«Потерянным десятилетием» называют в Японии 1990-е годы. Японии принадлежит своеобразный рекорд падения цен на акции: самый известный японский фондовый индекс Nikkei 225 в 2003 году был примерно в 5 раз ниже максимального, достигнутого в декабре 1989 года. К середине текущего десятилетия жилая недвижимость в Токио стоила в 10 раз меньше, чем в 1989 году (притом, что и сейчас она остается одной из самых дорогих в мире).

Попытки стимулировать спрос, оказание прямой финансовой поддержки банковской системе привели к резкому росту дефицита бюджета и долга правительства Японии. По соотношению «нетто – государственный долг/ВВП», равному 100%, Япония превратилась в одного из основных должников (наряду с Италией), а по валовой задолженности (200% ВВП) заняла первое место среди промышленно развитых стран.

Проблемы финансового сектора подтолкнули правительство Японии в 1997-2001 годах провести широкомасштабную реформу, заметно изменившую его структуру, механизмы функционирования и регулирования.

Рынок акций Японии

До 1980-х годов выпуск акций (равно как и облигаций) играл небольшую роль в финансировании японских корпораций. Потребности удовлетворялись почти исключительно за счет долгосрочных кредитов банков. В 1980-е годы повышение курсовой стоимости акций сделало эмиссию весьма привлекательной. Её объем неуклонно увеличивался и достиг максимума в 1989 году – 8,8 трлн. иен. Обвал курса в 1990–1992 годах привел к сокращению эмиссии до 0,4 трлн. иен в 1992 году. В целом эмиссия акций и в настоящее время не играет заметной роли в финансировании предприятий Японии. В 1991-2007 годах доля инвестиций, профинансированных за счет эмиссии акций, составляла от 0,5 до 2,2%, абсолютные размеры – не более 3,5 трлн. иен в год.

В 1980-е годы курсовая стоимость акций японских корпораций увеличивалась вплоть до конца 1989 года на 20-30% в год. В 1989 году объем капитализации был в 6 раз выше, чем в 1980 году, и в 17 раз выше, чем в 1970 году. За 1949–1989 годы курс акций, имеющих котировку в первой секции Токийской фондовой биржи, вырос в 200 раз. Для сравнения: индекс S&P 500 за тот же период увеличился в 20 раз. Отношение «цена/прибыль» неуклонно повышалось и достигло в 1989 году отметки 71 в целом по всем акциям первой секции и до 250 – у отдельных компаний. По абсолютным размерам капитализации Япония заметно опередила США. Оборот Токийской фондовой биржи достиг 386 трлн. иен. На рынке образовался явный пузырь.

В 1990 году пузырь лопнул, затем 3 года подряд происходило сжатие рынка. Курсовая стоимость акций сократилась более чем вдвое, оборот – в 5 с лишним раз. В середине 1990-х произошло некоторое восстановление рынка, однако во второй половине десятилетия он снова начал падать, и в 2002-2003 годах индекс Nikkei 225 достиг уровня начала 1980-х годов. А по сравнению с максимумом 29 декабря 1989 года (38 916) падение (7604 в апреле 2003 года) оказалось более чем пятикратным. Нечто подобное наблюдалось лишь в годы Великой депрессии в США, но тогда падение происходило в течение 3 лет (1929-1932), а затем было медленное, затянувшееся на 20 лет, восстановление. В случае с Японией это, в своем роде, уникальный пример.

С 2003 года рынок акций по мере роста корпоративных прибылей стал понемногу восстанавливаться, а в 2005 году показал один из лучших результатов среди развитых стран, поднявшись примерно на 40%. В 2005 году оборот торговли впервые превысил докризисный максимум. В отдельные моменты 2007 года индекс Nikkei 225 превосходил 18000 пунктов. Однако осенью 2007 года и в 2008 году снова произошел откат, и Nikkei 225 весной 2008 года падал до 12000–13000 пунктов, к маю поднявшись до 14000.

Но несмотря на волатильность японского рынка, он в последние годы выглядит все более привлекательным. Показатель P/E, достигавший совершенно нетипичных значений все 1990-е годы, в 2007 году снизился до более-менее нормальной величины. Дивидендная доходность хотя и уступает показателям других развитых рынков, все же в полтора-два раза выше, чем еще в недалеком прошлом.

О повысившейся привлекательности японских акций свидетельствует и тот факт, что они все в большей степени покупаются иностранными портфельными инвесторами. В 2007 году доля иностранных инвесторов в торговле акциями на Токийской бирже составила 45%, а доля иностранцев в акционерном капитале японских компаний повысилась с 4% в начале 1990-х годов до 10% в 1998 году и до 28% в 2007 году.

Залогом восстановления японского рынка акций в среднесрочной перспективе является мощный научно-технический потенциал японских корпораций. По показателю расходов на НИОКР по отношению к ВВП (3,13% в 2004 году) Япония занимает третье место в мире (уступая только Финляндии и Швеции), но первое среди стран «семерки». Душевой показатель расходов на НИОКР (примерно 1000 долл.) соответствует показателям самых передовых стран. При этом особенностью японских расходов на НИОКР является более высокий, чем в других странах, удельный вес частного бизнеса, что тоже можно рассматривать как положительный фактор, укрепляющий конкурентоспособность экономики. По доле в мировом экспорте наукоемкой продукции (11,4%), Япония занимает вместе с Германией 2–3 место, уступая только США (19,2%).

Общее количество листинговых компаний в Японии составляло в конце 2007 года 2976 (2389 на Токийской фондовой бирже – TSE). В Японии кросс-листинг разрешен и весьма распространен, данная цифра исключает двойной (тройной и тому подобный счет).

Вторичный рынок акций в Японии в основном биржевой. От 89 до 98% оборота по акциям (по количеству проданных бумаг и по стоимости) приходится на Токийскую фондовую биржу. Акции, имеющие котировку на TSE, делятся, в зависимости от величины эмитента и оборота торговли, на акции первой (95% общей капитализации) и второй секций. Кроме того, для компаний новейших технологий с 1999 года существует также специальная секция, носящая название «материнская» (от англ. mothers). Для иностранных компаний существует собственная секция. Ликвидность рынка акций (отношение оборота к капитализации) в Японии традиционно ниже, чем на американском или английском рынке, но в последние годы она заметно выросла.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов по размерам капитализации японские корпорации занимали первые строчки в мировой табели о рангах. Капитализация японских компаний заметно снизилась за 1990-е годы. В 2007 году 49 японских компаний входили в список 500 крупнейших компаний мира по капитализации, составляемый газетой Financial Times, но только одна (Toyota) оказалась в тридцатке крупнейших (в первой десятке).

Фундаментальные особенности рынка акций Страны восходящего солнца несколько десятилетий в значительной мере определялись структурой собственности японских корпораций, сложившейся после Второй мировой войны. Она заметно отличалась (и продолжает отличаться) от аналогичной структуры компаний США и Англии. В качестве основных акционеров здесь выступают сами нефинансовые компании и банки, обладающие крупными пакетами акций. Доля акций в свободном обращении (free float) традиционно была значительно меньше, чем в англосаксонских странах.

Доля физических лиц сократилась с почти 70% в 1949 году до 18-20% в настоящее время, хотя при этом количество акционеров выросло с 5 млн. до 40 млн. человек. В отличие от США в структуре финансовых активов населения преобладают не ценные бумаги, а вклады в банках (50%) и пенсионные накопления – 26%.

На протяжении десятилетий рынок был в значительной мере закрыт для иностранных инвесторов, доля которых в акционерном капитале японских корпораций не превышала 4–6%. Большая часть акций японских корпораций оказалась в собственности других японских корпораций и банков в рамках сформировавшихся после Второй мировой войны финансово-промышленных групп (ФПГ) - кейрецу. Ядром этих ФПГ стали крупнейшие коммерческие банки (называемые городскими). Mitsui Bank выступал ядром одноименной ФПГ. Банк Fuji являлся ядром группы Fuyo, Mitsubishi Bank – группы Mitsubishi, Sumitomo Bank – группы Sumitomo. Контрольный пакет группы находился внутри «семьи компаний». Акции, торгуемые на бирже (т. е. у внешних акционеров), составляли 20–40% всех выпущенных.

В 1990-е годы происходило постепенное размывание границ послевоенных кейрецу. Слияние банков Sakura и Sumitomo и образование банка Sumitomo-Mitsui Banking Corporation в 2001 году означает фактически интеграцию двух кейрецу – Mitsui и Sumitomo. После слияния банка Fuji c Dai-Ichi Kangyo Bank и Industrial Bank of Japan, которые образовали Mizuho Bank, ядром группы Fuyo стала страховая компания Yasuda Life Insurance (последняя также входит в группу Mitsubishi). Об изменениях, происходящих в структуре японских кейрецу, и об их постепенном размывании, говорит прекращение издания двух основных публикаций, содержащих данные о кейрецу, в конце 1990-х годов (Keiretsu no Kenkyu и Kigyo Keiretsu Soran). Крупнейшей кейрецу Японии в настоящее время является, очевидно, Mitsubishi, ядром которой выступает крупнейший японский банк Mitsubishi UFJ Financial Group. В основной состав кейрецу (компании, чьи руководители встречаются каждую пятницу) входит 29 компаний.

В последнее десятилетие в структуре собственности японских корпораций произошли весьма заметные сдвиги. Резко выросла доля иностранных инвесторов. Снизилась доля коммерческих банков.

Рынок долговых ценных бумаг

По своему объему рынок долговых ценных бумаг Японии уступает только США. Совокупный объем задолженности по ценным бумагам в 2007 году превышал 9 трлн. долл. На долю государственных облигаций приходится около 70% всех долговых инструментов.

Государственные облигации. С 1999 года по размерам рынка государственных долговых обязательств Япония заняла первое место в мире, опередив рынок американских казначейских обязательств (treasuries). В пересчете на доллары задолженность по прямым обязательствам правительства Японии в конце 2007 года составляла 7 трлн. долл. (примерно 700 трлн. иен). Большая часть облигаций представлена 10-летними бумагами.

Вторичный рынок государственных облигаций практически полностью внебиржевой, хотя долгосрочные облигации имеют котировку на Токийской фондовой бирже.

Ликвидность рынка государственных облигаций (спрэд, т.е. разница между ценой покупки и продажи, соотношение между оборотом и величиной задолженности) по-прежнему одна из самых низких среди стран «Группы 7». Еще в 1997 году спрэд был в 2-3 раза выше, чем в США. В результате проводимых реформ ликвидность несколько повысилась, но все равно уступает другим рынкам.

Более половины всех выпущенных государственных обязательств Японии находится в государственных учреждениях – правительственных агентствах и центральном банке. В то же время доля иностранцев на рынке государственного долга (6% в марте 2007 г.) в несколько раз ниже, чем в других крупных странах. Вероятно, причиной этого является низкая доходность японских инструментов.

В 1990-е годы, столкнувшись с небывало длительным экономическим спадом, японское правительство в целях стимулирования спроса развернуло программы государственного заимствования, а в конце 1990-х – и для прямой помощи попавшим в тяжелое положение банкам. По относительному уровню консолидированного дефицита бюджета (6–8% ВВП в 1999–2007 гг.) Япония вышла на первое место среди развитых стран.

Стремясь стимулировать спрос, Банк Японии несколько раз снижал краткосрочные процентные ставки по своим кредитам, а начиная с 1999 года основной процентный ориентир Японии – ставка рефинансирования Банка Японии ? официально неоднократно устанавливалась на нулевом уровне. На протяжении ряда лет центральный банк проводил де-факто политику нулевых ставок. Все другие краткосрочные процентные ставки по инструментам денежного рынка (казначейские векселя, векселя управления наличностью, депозитные сертификаты, коммерческие бумаги) также продавались фактически с нулевой доходностью. Доходность по долгосрочным облигациям снизилась за тот же период до 0,7–1,7% (в 3-4 раза ниже, чем в других развитых странах). Лишь в 2006–2007 годах произошло некоторое повышение краткосрочных ставок.

Корпоративные облигации. До середины 1980-х годов выпуск облигаций без обеспечения осуществлялся только с одобрения специального государственного Комитета по облигациям, контролируемого банками. Тем самым последние пытались оградить себя от конкуренции, ограничивая возможности прямого финансирования на рынке ценных бумаг. Рост еврорынка и отмена валютных ограничений позволили японским корпорациям получать средства на международном рынке капиталов. Если доля финансирования на еврорынке не превышала в начале 1970-х годов 2%, то к середине 1980-х она приближалась к 40%. Комитет по облигациям был распущен.

За прошлое десятилетие объем рынка внутренних корпоративных облигаций вырос более чем в четыре раза. Тем не менее ежегодный объем финансирования японских корпораций с помощью выпуска облигаций на внутреннем рынке относительно невелик – от 6 до 13 трлн. иен (1997–2006 гг.).

Особенности финансовой системы Японии

Институты финансовой системы Японии можно классифицировать следующим образом: банковские кредитные организации, кредитные организации кооперативного типа, небанковские финансовые организации и государственные финансовые организации. В структуре активов финансовой системы доминируют кредитные учреждения, в первую очередь банки. Ведущей группой банков Японии выступают так называемые городские банки, на которые в конце 2006 года приходился 21% привлеченных средств и 27% кредитов.

Городские банки занимают в финансовой системе страны примерно такое же место, какое в Германии принадлежит гроссбанкам. Количество городских банков сократилось за последнее десятилетие в результате слияний и поглощений с 11 до 6. Крупнейшие в настоящее время: Mitsubishi UFJ Financial Group, Mizuho Holdings, Sumitomo Mitsui Banking Corp., Resona Holdings, Inc.

На рынке ценных бумаг городские банки многие десятилетия были представлены лишь как инвесторы. Начиная с 1992 года банкам было разрешено создавать дочерние компании по ценными бумагам с ограниченным кругом инструментов (исключая корпоративные ценные бумаги). Однако постепенно эти ограничения упразднялись (в рамках реформы Big Bang), и в 2001 году были отменены. В настоящее время у всех городских банков есть дочерние компании по ценным бумагам. А с 1 декабря 2004 года и сами банки получили право совершать розничные операции с корпоративными ценными бумагами (но как посредники для компаний по ценным бумагам).

После Второй мировой войны в Японии действовало ограничение на максимальную долю участия коммерческих банков в акционерном капитале корпораций (5% для банка и 15% для банковской холдинговой компании). При этом отсутствовали ограничения на общую сумму инвестиций в акции. Кризис на фондовом рынке в 1990-е – начале 2000-х годов усугубил проблемы японской банковской системы. В 2001 году был принят закон (с поправками 2003 года), согласно которому общий объем инвестиций банков в акции не должен превышать их собственный капитал. Чтобы избежать обвала цен на рынке акций вследствие продажи банками своих пакетов, была создана специальная корпорация, а Банк Японии был уполномочен выкупать акции у банков (в период 2002-2004 гг.). К 2007 году все японские банки привели структуру своих активов в соответствии с указанным законом, чем и объясняется падение их доли в акционерном капитале японских корпораций в текущем десятилетии.

Тесно связаны с городскими банками (нередко являются их дочерними компаниями) так называемые трастовые (доверительные) банки. В основном подобные банки выполняют трастовые услуги, включающие управление пенсионными фондами (привилегия, которую они долгое время делили с компаниями страхования жизни) и инвестиционными трастами (инвестиционными фондами).

Инвестиционные трасты в Японии традиционно имеют контрактную форму. Инвестор приобретает долю в трасте, который не является юридическим лицом. Средства передаются кастодиану (один из доверительных банков), а затем инвестируются одной из нескольких десятков управляющих компаний (аффилированных с брокерско-дилерскими фирмами) или трастовым банком.

Компании по ценным бумагам. По Закону о ценных бумагах и фондовых биржах 1948 года, принятому при непосредственном участии американской оккупационной администрации, банкам было запрещено выполнять брокерско-дилерские и андеррайтинговые операции с корпоративными ценными бумагами. Этой деятельностью было разрешено заниматься так называемым инвестиционным домам (брокерско-дилерским фирмам).

Деятельность на рынке до конца прошлого десятилетия подлежала государственному лицензированию, которое вплоть до конца 1990-х годов осуществляло Министерство финансов. Оно выдавало лицензии на четыре вида деятельности: 1) дилерскую, 2) брокер скую, 3) андеррайтинговую, 4) на совершение «розничных» операций с частными инвесторами. Большинство фирм имели лицензии на несколько видов деятельности, а крупнейшие – на все четыре. Последние как раз и называются инвестиционными домами. С целью стимулировать приход новых участников на рынок в Закон о ценных бумагах и фондовых биржах были внесены поправки (вступили в силу в декабре 1998 г.), согласно которым система лицензирования брокерской деятельности была заменена на систему регистрации.

Всего в Японии насчитывается порядка 300 (297 в 2000 году, 308 в 2007 году) фирм, занимавшихся брокерско-дилерскими операциями с ценными бумагами. Ведущие позиции на рынке до конца 1990-х годов занимали 4 компании – так называемая большая четверка (Yondai Shoken): Nomura, Daiwa, Yamaichi, Nikko. На них в годы бума хейсей приходилось 47% всех операций с акциями национальных эмитентов, а с учетом 34 более мелких аффилированных фирм – свыше 60%. Еще выше (75%) была их доля в оказании услуг по андеррайтингу. На «большую четверку» приходилось 80% торговли облигациями.

По сути дела, в Японии на рынке ценных бумаг сложилась олигополия, а «большая четверка» фактически представляла собой своеобразный картель, действия которого весьма напоминали операции американских пулов в 1920-е годы. В течение нескольких недель курс акций того или иного эмитента мог повыситься в 2-3 раза, чтобы затем на столько же упасть. Введение заявительной, а не разрешительной системы при учреждении компании по ценным бумагам как раз должно было способствовать ликвидации олигополии ведущих инвестиционных домов. Тому же должно было содействовать и разрешение заниматься данным бизнесом банковским дочерним компаниям. Судя по всему, эта цель была достигнута. Все компании являются членами Японской ассоциации дилеров фондового рынка (Japan Securities Dealers Association).

В 1997 году финансовая система Японии вошла в полосу самого тяжелого за послевоенный период финансового кризиса. Доля «плохих кредитов» в кредитном портфеле крупнейших банков Японии достигала в 2000-2002 годах 8-9%. Банкротство потерпели ряд крупных финансовых учреждений: банков, страховых компаний и компаний по ценным бумагам. В ноябре 1997 года прекратили операции Sanyo Securities, один из городских банков Hokkaido Takushoku Bank и Yamaichi.

В марте 1998 года стало ясно, что даже крупнейшие японские банки не смогут обойтись без государственной поддержки. В результате парламент (Diet) принял закон о выделении 30 трлн. иен на поддержку банков. Позже, в ноябре того же года, парламент удвоил цифру финансовой поддержки банкам до 60 трлн. иен, что составляло 12% ВВП15. Из этой суммы 25 трлн. (208 млрд. долл.) было предназначено для укрепления капитальной базы городских банков, что примерно в 2 раза выше суммы помощи, которая была оказана за 10 лет до этого в США ссудо-сберегательной системе. Для контроля над процессом реструктуризации в банковском секторе был создан Комитет по возрождению финансового сектора (КФС). Почти все японские банки воспользовались государственной помощью. Она выразилась в укреплении их капитала путем покупки государством привилегированных акций или облигаций с правом конвертации в обыкновенные акции при несоблюдении банками требований по оздоровлению (если по истечении определенного периода, от 3 месяцев до 7,5 лет, в зависимости от банка, они не решат своих проблем).

Банки долгосрочного кредита – Японский банк долгосрочного кредита, а также Японский кредитный банк были временно национализированы. В 2000-2002 годах прошла серия слияний, в результате которой японские банки снова превратились в крупнейшие в мире.

В сентябре 1999 года американская компания Ripplewood Holdings получила разрешение от КФС на покупку Японского банка долгосрочного кредита. Это был первый случай приобретения одного из ведущих банковских учреждений страны иностранной фирмой.

В целом за 1992–2007 годы японские банки списали примерно 100 трлн. иен безнадежных кредитов. К 2007 году доля плохих кредитов в кредитном портфеле банков снизилась до 1,5%.

Фондовые биржи Японии

Всего в Японии действует 6 фондовых бирж (2007 г.): в Токио, Осаке, Нагойе, Фукуоке, Саппоро. При этом на долю Токийской фондовой биржи (TSE) приходится свыше 90% оборота по акциям (по стоимости), Осакской биржи – 4% (2007 г.). В конце 2004 года статус фондовой биржи получила внебиржевая торговая система JASDAQ.

Членами Токийской фондовой биржи являются только юридические лица – брокерско-дилерские фирмы (компании по ценным бумагам), их было110 в конце 2007 года (из них 20 – иностранные фирмы).

Вплоть до середины 1980-х годов членами TSE выступали только японские институты. Приходу иностранцев противились как сами японские компании по ценным бумагам, так и Министерство финансов Японии, которое защищало сложившийся здесь брокерский картель от иностранной конкуренции. Однако когда в 1980-е годы японская «большая четверка» начала активно выходить на зарубежные биржи и возникла угроза ответных действий на дискриминацию иностранцев в Японии, TSE открыла двери для зарубежных брокерско-дилерских фирм.

C 2001 года TSE (как и Фондовая биржа Осаки) – корпорация (акционерное общество), преследующая цель получения прибыли для своих акционеров. Эти события лишний раз подтверждают общую закономерность коммерциализации фондовых бирж. В 1999 году Токийская биржа полностью перешла на электронную торговлю, совсем отказавшись от голосового аукциона в биржевой толпе. При открытии/закрытии используется онкольный (залповый) аукцион (итайозе), в течение торговой сессии – непрерывный двойной (зараба).

Регулирование фондового рынка в Японии

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность на рынке ценных бумаг Японии, является Закон о ценных бумагах и фондовых биржах 1948 года. В основу закона были положены основополагающие американские акты 1933-1934 годов. На протяжении послевоенных десятилетий в него вносились многочисленные поправки, в результате которых многие существовавшие прежде запреты и ограничения были отменены.

Вплоть до конца 1990-х годов исключительными полномочиями по регулированию рынка ценных бумаг (как и всего финансового сектора) обладало Министерство финансов.

В июле 1992 года в Японии появилась Комиссия по ценным бумагам и биржам, в функции которой входили наблюдение и контроль за состоянием непосредственно на рынке. В отличие от Комиссии по ценным бумагам и биржам в США, японская комиссия являлась аффилированным учреждением Министерства финансов, которое по-прежнему выполняло надзорные функции.

Появление комиссии было связано с кризисом на фондовом рынке Японии в 1990–1991 годах, выявившим серьезные злоупотребления: манипулирование ценами и использование служебной (инсайдерской) информации.

В ноябре 1996 года премьер-министр Хашимото объявил о намеченной правительством реформе японской финансовой системы, получившей в прессе название «Большая встряска» («Big Bang», по аналогии с реформой финансового сектора в Англии в 1986 году). Реформа началась в апреле 1998 года, когда были устранены остававшиеся ограничения на валютные операции, и проходила в несколько этапов, а фактически завершилась в 2001 году.

Реформа привела к ряду новаций. Разрешалось создавать финансовые холдинговые компании. Банки получили право учреждать дочерние компании по торговле ценными бумагами (сначала всеми бумагами, кроме акций, но после 1999 года и акциями), а также торговать инструментами коллективных инвестиций – паями юнит-трастов, а с декабря 2004 года – и акциями. Компаниям по ценным бумагам было разрешено оказывать кастодиальные услуги (чем раньше могли заниматься только доверительные банки). Был устранен запрет на выполнение банками услуг страховых компаний, и наоборот. Полностью устранены фиксированные комиссионные (октябрь 1999 года). Произошла полная отмена ограничений на владение акциями листинговых компаний нерезидентами (ранее – не более 10%). Усилены наказания за нечестные операции на финансовом рынке, в частности, предусматривалась конфискация прибыли, полученной путем инсайдерской торговли или манипулирования ценами.

С 1997 года управлением пенсионными фондами могли заниматься не только трастовые банки и компании страхования жизни, но и компании по ценным бумагам.

В конце 1998 года система лицензирования компаний по ценным бумагам и инвестиционных трастов была заменена на систему регистрации. Был отменен запрет на торговлю листинговыми акциями только на бирже (декабрь 1998 года). Были смягчены правила, ограничивавшие выкуп собственных акций корпорациями.

Одним из основных элементов реформы явилось создание специального регулирующего органа вне Министерства финансов, на который был возложен контроль над всей финансовой системой страны (национальными банками, иностранными банками, страховыми компаниями, брокерско-дилерскими фирмами и т.п.). Этим органом стало Агентство финансового надзора (Financial Supervisory Agency), в 2000 году переименованное в Агентство по финансовым услугам (Financial Services Agency), приступившее к работе в июне 1998 года.

Агентство подчинено непосредственно премьер-министру, оно участвует в подготовке нормативных документов, касающихся финансовых учреждений. Банк Японии при этом сохраняет привилегию проверять банки и при необходимости блокировать счета нарушителей, но при этом наложение санкций возложено на агентство.

В агентстве работают примерно 400 человек – большей частью (80%) сотрудники, переведенные из Министерства финансов. В рамках реформы предусматривается обязательное предоставление информации эмитентами регулятивному органу и биржам в электронной форме (с июня 2001 года) со свободным доступом к ней частных инвесторов через интернет (ранее система раскрытия информации была очень слабой и мало соответствовала, например, требованиям американской SEC). Непосредственно контроль за деятельностью брокеров дилеров на рынке осуществляет упоминавшаяся уже Комиссия по ценным бумагам и биржам, подчиненная Агентству по финансовым услугам.

экономические статьи

 + Банковские системы стран мира

 + История кризисов

 + Иностранная валюта

 + Мировой рынок недвижимости

 + Финансы и инвестиции

 – Мировая финансовая система

 + Инвестиционные фонды

 + Инструменты инвестиций

 + Деньги и их функции

 + Драгоценные металлы

 + Ценные бумаги

 + Венчурные инвестиции

 + Интересные материалы

графики

 + Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

статистика

полезные ссылки

 

экономические новости

25.09.2017 00:03 ЦБ РФ планирует продолжить снижать процентные ставки на фоне более низких инфляционных ожиданий

23.09.2017 14:09 Министр экономики России прогнозирует стабильность рубля

22.09.2017 15:44 Глобальный экономический рост прогнозируется на уровне 3,5%

21.09.2017 16:21 Волатильность цен на нефть настроена вернуться

09.09.2017 16:57 Годовая инфляция в России в сентябре составит от 3,1% до 3,3%

29.08.2017 22:30 В июле рост ВВП России снизился до 1,5%

24.08.2017 00:11 Рост ВВП России ускорился во втором квартале, так как восстановление продолжается

19.07.2017 20:31 Курс рубля незначительно изменился по отношению к доллару и евро

20.06.2017 00:44 Возвращение к «скуке»? Рубль спокоен, несмотря на опасения, связанные с нефтью и санкциями

11.06.2017 15:08 Инфляция в России продолжит оставаться низкой в 2017 году

28.05.2017 23:24 Россия переживает экономический подъем

17.04.2017 14:48 Инфляция в России стремится замедлиться ниже целевых значений