О САЙТЕ КОНТАКТЫ КАТАЛОГ
новости статистика статьи архив

Регулирование рынка ссудного капитала и рынка ценных бумаг США

Контроль за рынком ссудных капиталов

Организация эффективного контроля над огромными рынками аккумуляции и движения ссудного капитала чрезвычайно сложна, она является следствием потребностей экономики и большого исторического опыта. В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов:

Система законодательных актов и постановлений. Законодательные основы системы регулирования финансовых рынков были заложены целым рядом законов США в период президентства Ф. Рузвельта, когда, опираясь на государство, преодолевались губительные законы либерализма: законом о ценных бумагах 1933 года и Законом о фондовых биржах 1934 года. Закон о ценных бумагах регулирует следующие вопросы:

Если Закон о ценных бумагах по сути регулирует первичный фондовый рынок, то Закон о фондовых биржах, принятый годом позже, регламентирует операции с выпущенными ценными бумагами. В частности, он охватывает следующие аспекты:

Самым важным в этом законе считается положение о создании в составе государственного аппарата нового органа, которому было поручено осуществлять контроль за исполнением данного акта, Комиссии по ценным бумагам и биржам. Кроме того, законодательством 1933-1934 гг. определенные функции по регулированию биржевой деятельности были возложены на Совет управляющих ФРС.

В части регулирования внебиржевого оборота фондовых ценностей Закон о фондовых биржах 1934 г. и поправки к нему 1936 и 1938 гг. (Акт Мэлони) предусматривали создание особого механизма, каковым стала образованная в 1939 году. Национальная ассоциация фондовых дилеров (НАСД) саморегулируемая организация дилеров внебиржевого рынка, осуществляющая регулирование и внебиржевой контроль.

Помимо указанных актов в тот же период (1940 год) был принят Закон об инвестиционных компаниях, который определял возможные варианты создания компаний, занимающихся инвестиционной практикой, оговаривал запрещенные виды их деятельности и устанавливал правила акционеров.

Указанные акты, заложившие основы регулирования фондовых операций, остаются краеугольным камнем системы государственной регламентации рынков ценных бумаг и биржевой деятельности по сей день. Вместе с тем в 1970-е годы в США прошла волна реформ биржевого механизма, направленных на изменение государственного регулирования операций с ценными бумагами. В частности, в 1975 году Конгресс США принял закон, предписывающий (без указания конкретных сроков) проведение централизации и создание единого национального рынка ценных бумаг, который объединил бы все существовавшие в те времена самостоятельные структурные единицы.

Комиссия по ценным бумагам и биржам создана Законом 1934 года. В ее состав входят пять членов, которые назначаются Президентом и утверждаются Сенатом сроком на пять лет. В ее функции входит общий надзор за осуществлением законов 1933 и 1934 гг. с поправками, внесенными впоследствии. В частности, она следит за правильностью оформления заявлений на регистрацию эмиссий ценных бумаг (но не устанавливает их надежности), за соблюдением биржами и корпорациями определенных законом норм поведения в фондовой торговле, обладает правами привлекать к административной или судебной ответственности нарушителей этих норм.

Комиссия по торговле товарными фьючерсами учреждена Конгрессом США в 1974 году. Ее функции во многом сходны с функциями Комиссии по ценным бумагам и биржам (т.е. установление общих правил торговли, регистрации, учета и отчетности), но действует она на другой части рынка фиктивного капитала на рынке финансовых фьючерсов. Министерство финансов воздействует на фондовые рынки опосредованно через выпуск казначейских векселей, среднесрочных и долгосрочных облигаций и в этом смысле выступает в качестве конкурента корпораций на рынке ссудных капиталов, воздействуя тем самым на положение на фондовых рынках.

Государственные учреждения, представляющие сложную и разветвленную систему регулирования и контроля финансовой деятельности сотен тысяч организаций, сталкиваются с немалыми трудностями прежде всего в силу значительной численности этих организаций и разнообразия их деятельности. Поэтому об эффективности этого контроля можно говорить довольно условно. Прежде всего велика насыщенность страны финансовыми учреждениями, включая страховые и риэлтерские фирмы. На одно предприятие приходится в среднем 12 работников, что указывает на густую сеть сравнительно небольших предприятий (отделений). Коммерческие банки и разного рода сберегательные учреждения имеют 103 тыс. предприятий (главных контор и отделений) при среднем числе занятых 20 человек. Несмотря на высокую концентрацию банковского дела, США отличаются от других стран необычайно большим числом самостоятельных банков регионального и местного типа (более 12 тыс.). Число самостоятельных сберегательных учреждений, не считая кредитных союзов, превышает 2 тыс.

Все финансовые учреждения являются частными: либо акционерными, либо кооперативными. Государству принадлежит лишь небольшое число специализированных кредитных учреждений, которые не конкурируют с частными, а выполняют особые функции в интересах общества. Их главная задача поддерживать стабильность главных звеньев кредитной системы и дополнять частный бизнес в такой области, как кредитование сельского хозяйства и жилищного строительства.

Система внутреннего регулирования фондовых рынков. Под общим надзором Комиссии по ценным бумагам и биржам, которая является государственным учреждением, функционирует целый ряд органов, созданных самими биржевиками или банковскими учреждениями, участвующими в фондовых операциях. Эти органы регулируют деятельность определенных секторов рынка ценных бумаг.

Национальная ассоциация фондовых дилеров. Ассоциация некоммерческая организация, которая была создана в соответствии с Актом Мэлони по совместной инициативе Конференции банкиров инвестиционных банков и Комиссии по ценным бумагам и биржам. Она объединяет практически все брокерские фирмы, осуществляющие операции на внебиржевом рынке, занимается стандартизацией практики внебиржевого оборота, разработкой норм этики в фондовой торговле, поддерживает контакты с правительством и инвесторами от имени инвестиционных банков, следит за соблюдением правил внебиржевой торговли фондовыми ценностями и принимает дисциплинарные меры в случае их нарушения.

Опционная клиринговая корпорация. Она контролирует все опционы, проходящие через каналы биржевой торговли, опосредует либо осуществляет все сделки с ними, а также гарантирует все операции. Корпорация находится в собственности бирж, на которых ведется активная торговля опционами (Американской, Тихоокеанской и Филадельфийской фондовых бирж и Чикагской биржи опционов).

Корпорация по защите держателей ценных бумаг. Была создана в 1970 году Конгрессом США. Фактически занимается страхованием и защитой интересов акционеров корпораций. Не являясь государственным органом, она тем не менее поддерживает с федеральным правительством тесные связи. В частности, с одобрения Комиссии по ценным бумагам и биржам она может получать чрезвычайные субсидии Государственного казначейства США. В ее состав входят все брокеры и дилеры, зарегистрированные по закону 1934 года, все члены национальных фондовых бирж, а также большинство членов НАСД. Охватывая, практически всех участников фондовых операций, корпорация обеспечивает относительное единообразие режимов фондовой торговли во всех секторах рынка ценных бумаг.

Совет по муниципальным ценным бумагам. Создан в соответствии с поправками к Закону о ценных бумагах (1975 год), регулирует деятельность в конкретном секторе фондового рынка на рынке муниципальных облигаций (поскольку этот рынок полностью находится вне сферы компетенции Комиссии по ценным бумагам и биржам). Совет состоит из 15 членов (5 представителей банков, 5 представителей брокерских фирм и 5 представителей органов управления или общественности). Устанавливает общие правила выпуска и продажи муниципальных облигаций, при этом имеет право давать поручения Совету управляющих ФРС и ряду других государственных органов.

Советы директоров фондовых бирж. Руководство бирж под общим надзором Комиссии по ценным бумагам и биржам играет большую роль, определяя, в частности, правила регистрации членов, допуска к котировке и приостановления котировки ценных бумаг, вопросы ведения счетов и отчетности, урегулирования споров и др. Основы политики каждой биржи устанавливаются в ее учредительном документе (уставе), который проверяется на предмет соответствия законодательству Комиссией по ценным бумагам и биржам. "Законодателем моды" в вопросах саморегулирования биржевой деятельности является Нью-Йоркская фондовая биржа.

Центром финансовых операций в США является Нью-Йорк с его биржевым сердцем - Нью-Йоркской фондовой биржей (NYSE); вторая по величине биржа - Американская фондовая (ASE) - также находится в Нью-Йорке. В Америке кроме них действуют еще 8 региональных фондовых бирж: Чикагская, Филадельфийская, Тихоокеанская, Калифорнийская, Бостонская, биржа Среднего Запада в Цинцинатти, биржи в Спокане и СолтЛэйк Сити. Роль этих региональных бирж непрерывно возрастает, и они все в большей степени специализируются на торговле специфическими финансовыми инструментами, например на опционной и фьючерсной торговле (Чикагская, Филадельфийская и Тихоокеанская биржи).

Регулирование рынка ценных бумаг в США

Регулирование рынка ценных бумаг в США осуществляется в основном 7 контролирующими органами, 4 из которых - федеральные, по 3 органа в каждом из штатов, которые организуют всестороннюю систему государственного контроля, способствующую одновременно эффективной деятельности различных сегментов финансового рынка, в том числе фондового. Любая американская компания, выпускающая ценные бумаги, обязана выполнять требования федерального законодательства и законы штата, где она занимается операциями.

Иностранные фирмы регистрируют свои ценные бумаги в США в форме американских депозитарных квитанций (АДК); иностранные юридические физические лица (инвесторы) владеют значительной долей ценных бумаг казначейства США и промышленных облигаций, а иностранные заемщики выпускают в США заграничные (как правило, недолларовые) облигации.

Регулирование рынка ценных бумаг на уровне штатов также развивалось исторически. Власти многих штатов приняли законодательные акты, получившие название законов "синего неба" (Blue sky laws). Эти законы предназначались для защиты интересов инвесторов от недобросовестных дилеров, готовых продавать любые не обеспеченные реальными активами акции, стоящие, как говорят американцы, не больше "кусочка синего неба".

Первый такой закон был принят в 1911 году в шт. Канзас с целью защиты "аграрного Запада от денежного Востока". К 1913 году аналогичные законы действовали уже в 22 штатах. В то время государственное регулирование охватывало исключительно первичный рынок. Власти штатов, стремясь не допустить распространения сомнительных акций, требовали регистрировать как все новые выпуски ценных бумаг, так и дилеров, работающих с ними, а также применять соответствующие санкции при обнаружении фактов обмана инвесторов.

Быстрый рост американской экономики после первой мировой войны сопровождался ускоренным ростом биржевого оборота. К концу 1920-х годов спекуляции на фондовом рынке привели к разбуханию фиктивного капитала в отрыву курсовой стоимости акций от их реальной (балансовой) стоимости. В период с 1920 по 1929 год ВНП США вырос на 40%, а цены акций на Нью-Йоркской фондовой бирже - почти на 100%. Биржевой бум стимулировался различными спекулятивными махинациями: пулами (при легальном участии в них инсайдеров), инвестированием в "понзи" (ponzi), "пирамидами" (piramid). Спекуляции в 20-х годах во многом базировались на кредите: банки активно занимались торговлей ценными бумагами и охотно кредитовали инвесторов, покупающих акции. В условиях низкого маржевого покрытия (меньше 10%), определяемого каждым брокером самостоятельно, крах на фондовой бирже в октябре 1929 года повлек за собой кризис неплатежей в банковской системе.

В настоящее время на уровне штатов действуют следующие регулирующие институты:

Этим институтам вменяется в обязанность обеспечивать инвесторов всей необходимой информацией по вопросам капиталовложений в ценные бумаги. Отметим при этом, что законы штатов играют в регулировании этих вопросов значительно меньшую роль, нежели федеральные. Однако некоторые виды сделок, не входящие в юрисдикцию федерального уровня, относятся к компетенции штатов, например, сделки с ценными бумагами на недвижимость это исключительно важная сфера финансового рынка. К их же компетенции традиционно относятся регистрация и регулирование первичного рынка ценных бумаг.

Сложилось определенное разделение полномочий, сфер контроля и ответственности на рынке ценных бумаг США:

Помимо этого отдельные биржевые операции, существенно влияющие на различные части финансового рынка, также контролируются ФРС. К примеру, величина маржевого покрытия законодательно фиксируется ФРС в общенациональном масштабе на достаточно высоком уровне. Цель этого исключить негативное влияние маржевых операций на кредитный рынок. Так, инструкция "Т" (regulation Т) требует, чтобы первоначальный гарантийный взнос (маржа), ставший обязательным с 1975 г., составлял не менее 50% покупной цены. Аналогом этой инструкции в банковской сфере является правило "U" (regulation U), определяющее величину кредита, который банк может выдать клиенту для покупки ценных бумаг. К маржевым операциям сегодня допускаются только наиболее надежные ценные бумаги: акции, зарегистрированные и котирующиеся на национальных биржах, и государственные ценные бумаги.

В США большое значение имеют операции с государственными ценными бумагами, т.е. с обязательствами правительства, в системе кредитно-денежного регулирования экономики. Однако имеется одна существенная особенность: государственные ценные бумаги на рынках никогда не доминируют над частными, корпоративными (это правило касается и других развитых стран). Предельно развитый вторичный рынок государственных ценных бумаг в США способствует успешному фискальному и монетарному регулированию экономики: весь дефицит госбюджета покрывается только за счет выпуска правительственных долговых обязательств, а операции ФРС на открытом рынке, внедренные с конца 1930-х годов, позволяют постоянно корректировать размеры денежной массы.

Корпоративные бумаги представлены частными краткосрочными и долгосрочными обязательствами. К краткосрочным обязательствам относятся коммерческие бумаги (commercial paper) и депозитные сертификаты (certificates of deposit). Коммерческие необеспеченные векселя частных фирм выпускаются на срок от 3 до 270 дней (средний срок обращения - 30-35 дней), поэтому их вторичный рынок ограничен. Размещением коммерческих бумаг занимаются инвестиционные банки, и доступ на этот рынок имеют лишь солидные компании, тесно связанные с такими банками. Депозитные сертификаты являются свидетельством, удостоверяющим внесение срочного депозита в кредитное учреждение. Они выпускаются крупными коммерческими банками, имеют купонную систему выплаты процентов, покупаются нефинансовыми корпорациями как средство для размещения временно свободных средств.

К долгосрочным ценным бумагам относятся акции и облигации. Различают простые, или обыкновенные, акции (ordinary, common stocks) и привилегированные (preference stocks). Простые акции при распределении прибыли, при участии в управлении, а также в случае распределения имущества при банкротстве имеют обыкновенные права. Привилегированные акции при получении дивиденда или разделе имущества предоставляют их владельцам определенные преимущества.

В структуре финансовых активов американских корпораций значительно возросла доля долга (облигационных займов). Первичным размещением бумаг занимаются инвестиционные банки. Вторичный оборот акций распадается на биржевой и внебиржевой. Каждая биржа устанавливает свои требования к приему ценных бумаг, но, как и раньше, эталоном строгости здесь выступает Нью-Йоркская фондовая биржа. С 1982 года ее требования к компаниям-эмитентам ужесточились. Для допуска на биржу необходимо иметь годовой доход не менее 7 млн. долл.; рыночная цена акций, находящихся в собственности акционеров, должна составлять не менее 16 млн. долл.; стоимость имущества компании - не менее 16 млн. долл.

В результате развития информационных технологий возникла единая информационную сеть, объединившая все биржи и самую организованную часть внебиржевого оборота - биржу без торгового зала (NASDAQ).

В настоящее время престиж NASDAQ стал настолько высоким, что отдельные компании, даже достигнув показателей, удовлетворяющих требованиям NYSE, остаются в NASDAQ. Таким образом, в торговле акциями внебиржевой оборот дополняет биржевую торговлю и даже соперничает с ней.

Хотя высокий удельный вес акционерного капитала как источника финансирования хозяйства есть национальная особенность США, рынок акций уже давно не является главным сегментом фондового рынка. В настоящее время стоимостный объем облигаций в 1,3 раза превышает показатель стоимостного объема акций (для примера, в Германии в 10 раз). Облигации являются основным инструментом корпораций в плане мобилизации финансовых ресурсов на фондовом рынке.

С появлением новых типов выпусков, таких, как бескупонные облигации (zero coupon bonds) и бросовые облигации (Junk bonds), облигационный рынок начал меняться. Инвестирование в облигации стало утрачивать свою надежность. Регулярный процент по бескупонным облигациям сейчас не выплачивается, а это увеличивает риск. Однако по мере приближения срока погашения зерокупона происходит незримое начисление процента. Больший риск компенсируется большей доходностью. Это справедливо для инвестирования в бросовые ("мусорные") облигации, имеющие самый низкий инвестиционный рейтинг. Именно поэтому американские брокеры заговорили о превращении облигационного рынка из "тихой заводи в казино".

Внебиржевой рынок. Важнейшей особенностью американского облигационного рынка является его преимущественно внебиржевой характер, и оборот государственных ценных бумаг на 99% является внебиржевым. Растущая значимость внебиржевых рынков в современных условиях связана не только с их решающей ролью в первичном размещении ценных бумаг и в торговле долговыми инструментами.

В современной американской практике в структуре внебиржевого оборота принято выделять "третий" (third market) и "четвертый" (fourth market) рынки. "Третий" и "четвертый" рынки внебиржевые, ориентированные исключительно на институциональных инвесторов, и при этом они очень емкие. Тенденция к институционализации финансовых рынков прослеживалась в Америке довольно давно, в результате в настоящее время институциональные инвесторы владеют 1/3 всех ценных бумаг.

Производные финансовые инструменты (дериваты). На фондовом рынке США довольно активно возросло значение институциональных инвесторов; их доля в торговле дериватами составляет 65%, а отдельные операции (такие, как индексные фьючерсы) ориентированы исключительно на страхование крупных портфелей. Торговля производными финансовыми инструментами возникла в США (и впервые в мире) в середине 70-х годов. В настоящее время объем срочного рынка достиг таких размеров (годовая стоимость контрактов в 2 раза больше ВНП), что в Америке уже говорят об особой отрасли финансовой индустрии (своего рода управление формирующимся финансовым рынком Managed Futures), которая призвана профессионально управлять инвестициями в дериваты.

Современная товарная фьючерсная биржа стала универсальным (по составу объектов торгов) учреждением. Она сохраняет первоначальную товарную специализацию (сельскохозяйственную, нефтяную) и в то же время имеет секции валютных фьючерсов (драгметаллы и инвалюта), финансовых фьючерсов (процентные и индексные контракты), опционов. Поскольку сделки с финансовыми контрактами значительно преобладают над срочной товарной торговлей, то разграничение товарных и фондовых бирж утрачивает смысл.

Радикальные сдвиги, которые произошли и продолжают происходить в движении ссудного капитала, в целом на финансовых рынках, способствовали нарастанию неустойчивости ситуаций на мировых, региональных и местных биржах. Переход в свое время к "плавающим" валютам увеличил вероятность валютных рисков. Отказ ФРС от регулирования процентных ставок требовал страхования тех рисков, которые были связаны с колебанием краткосрочных процентных ставок.

На рынке ценных бумаг появились новые стратегии хеджирования, а операции с производными инструментами стали широко применяться. В частности, дериваты способствовали адаптации фондового рынка к изменившимся условиям, став самым быстрорастущим и динамичным его сегментом.

Изменения в регулировании рынка государственных ценных бумаг в 1990-х годах (в частности, размещение подавляющей части обязательств среди небанковских инвесторов) позволили федеральному правительству ослабить воздействие бюджетных дефицитов на расширение денежного обращения. Рост государственного долга так и не привел к повышению рыночного процента. Не происходило и ухудшения условий финансирования частных капиталовложений. Увеличение государственных займов сочеталось с интенсивным расширением частных кредитных операций. Соответственно государственная задолженность перестала рассматриваться как приоритетная проблема экономической политики правительства США.

экономические статьи

 + Банковские системы стран мира

 + История кризисов

 + Иностранная валюта

 + Мировой рынок недвижимости

 + Финансы и инвестиции

 – Мировая финансовая система

 + Инвестиционные фонды

 + Инструменты инвестиций

 + Деньги и их функции

 + Драгоценные металлы

 + Ценные бумаги

 + Венчурные инвестиции

 + Интересные материалы

графики

 + Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

статистика

полезные ссылки

 

экономические новости

20.11.2017 14:56 Американское подразделение TMK планирует выход объемов поставок труб в 2018 году на уровень до нефтяного спада

17.11.2017 15:11 Глава Центрального банка России ожидает, что в 2017 году рост ВВП достигнет 1,8%

30.09.2017 13:49 Министр экономики России считает, что сделка ОПЕК+ способствовала стабилизации нефтяного рынка

25.09.2017 00:03 ЦБ РФ планирует продолжить снижать процентные ставки на фоне более низких инфляционных ожиданий

23.09.2017 14:09 Министр экономики России прогнозирует стабильность рубля

22.09.2017 15:44 Глобальный экономический рост прогнозируется на уровне 3,5%

21.09.2017 16:21 Волатильность цен на нефть настроена вернуться

09.09.2017 16:57 Годовая инфляция в России в сентябре составит от 3,1% до 3,3%

29.08.2017 22:30 В июле рост ВВП России снизился до 1,5%

24.08.2017 00:11 Рост ВВП России ускорился во втором квартале, так как восстановление продолжается

19.07.2017 20:31 Курс рубля незначительно изменился по отношению к доллару и евро

20.06.2017 00:44 Возвращение к «скуке»? Рубль спокоен, несмотря на опасения, связанные с нефтью и санкциями